Правовые аспекты организации системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных аварийными нефтеразливами. Проблемы и пути их решения
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 28 июня 2024 года Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции совместно с Национальной ассоциацией по предупреждению и ликвидации нефтеразливов (далее — НАСОПН) провели круглый стол на тему: «Правовые аспекты организации системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных аварийными нефтеразливами. Проблемы и пути их решения» (далее – круглый стол, мероприятие).
В мероприятии приняли участие представители Федерального Собрания Российской Федерации, представители МЧС России, Минэнерго России, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Президент и члены НАСОПН, специалисты ФГБУ «Морспасслужба», руководители аварийно-спасательных служб (формирований), выполняющих работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и противофонтанные работы, представители экспертного сообщества, бизнеса, науки и общественности.
Открывая мероприятие, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Юрий Афонин отметил, что законодательное регулирование вопросов ликвидации нефтеразливов и выполнения противофонтанных работ является важным направлением в обеспечении безопасности функционирования опасных производственных объектов (далее – ОПО) нефтегазовой промышленности, имеющей первостепенное значение для экономики нашей страны.
В целях повышения эффективности работы по совершенствованию законодательства в данной области Юрий Афонин предложил создать межведомственную рабочую группу, целями работы которой станет выработка предложений по внесению изменений в соответствующие нормативные правовые акты.
Депутат Государственной Думы, председатель Общественного совета АНО «Центр содействия природоохранным инициативам «Экология» Николай Валуев в своем приветственном слове участникам «круглого стола» отметил, что вопросы по ликвидации нефтеразливов и устранению их негативного влияния на окружающую среду постоянно обсуждаются в рамках тематических направлений, входящих в деловую программу ежегодного Международного форума «Экология».
Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Орденов обратил внимание на угрозу, создаваемую процессами деградации вечномерзлых грунтов, которая влияет на безопасность эксплуатации промышленного нефтегазового оборудования в зонах распространения вечной мерзлоты.
Начальник Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора Юрий Нестеров подчеркнул, что основными факторами, влияющими на аварийность ОПО нефтегазового комплекса, являются недостаточный контроль за состоянием технологического оборудования и его использование с превышением сроков эксплуатации, что приводит к повышению уровня его изношенности и риску возникновения аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Особое внимание на круглом столе было уделено обсуждению положений Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее – Закон), касающихся организационно-правового регулирования деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований (далее — ПАСС(Ф)), выполняющих работы по ликвидации нефтеразливов и противофонтанные работы.
Президент НАСОПН Ольга Мишина в своем выступлении обозначила ряд правовых пробелов в Законе, которые в настоящее время создали проблемы и определенные сложности в реализации деятельности ПАСС(Ф), выполняющих противофонтанные работы.
Так, определение понятия «противофонтанные работы» в трактовке статьи 5 Закона нуждается в законодательной корректировке, а также необходимо внести в статью 11 Закона дополнительное положение, определяющее полномочие Правительства Российской Федерации по установлению требований к составу, структуре и оснащению аварийно-спасательных формирований, осуществляющих противофонтанные работы.
Руководитель Комиссии НАСОПН по нормативно-правовому регулированию Дмитрий Егошин отметил неоднозначность трактования пункта 2 статьи 7 Закона, определяющего условия создания ПАСС(Ф).
Начальник отдела организации аварийно-спасательных работ АО «ЦАСЭО» Вадим Никулинский обратил внимание на проблемы, возникающие при согласовании с территориальными органами МЧС России вопроса о создании ПАСС(Ф).
Исполнительный директор ООО «Юграпромбезопасность» Михаил Бугров отметил необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере выполнения противофонтанных работ, а также недостаточность нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы аттестации и деятельности ПАСС(Ф).
Генеральный директор ООО «Партнер-Плюс» Сергей Черников, отметил, что пункт 5 статьи 11 Закона, касающийся проведения проверки готовности ПАСС(Ф) к реагированию на чрезвычайные ситуации, нуждается в корректировке.
Генеральный директор ООО «ГазСпасСервис» Александр Кутепов обратил внимание на отсутствие для организаций, эксплуатирующих ОПО в сложных условиях Арктической зоны, правовых норм по определению минимальных норм оснащения специальной техникой и оборудованием, необходимыми для оперативной локализации (ликвидации) разлива нефти и нефтепродуктов.
По итогам мероприятия участники поддержали предложение первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Юрия Афонина о создании межведомственной рабочей группы для выработки предложений по внесению изменений в действующее законодательство.
В состав межведомственной рабочей группы планируется включить депутатов профильных комитетов Государственной Думы, а также представителей соответствующих министерств и ведомств, специалистов аварийно-спасательных формирований, выполняющих противофонтанные работы, и экспертов в области предупреждения и ликвидации нефтеразливов.