Национальная ассоциация по предупреждению и ликвидации нефтеразливов

 Версия для слабовидящих
07 октября 2020

Обеспечение экологической и промышленной безопасности – ответственность государства, бизнеса и общества

В целях совершенствования взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, государственных органов контроля и надзора, нефтяных компаний, других организаций, эксплуатирующих объекты нефтяной отрасли, научно-исследовательских учреждений и аварийно-спасательных служб (формирований), предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Министерством энергетики Российской Федерации совместно с Центром компетенции качества нефти и нефтепродуктов РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина 7 октября 2020 года в формате видеоконференции проведен круглый стол по теме: «Обеспечение экологической и промышленной безопасности – ответственность государства, бизнеса и общества».

В студии Губкинского университета в мероприятии приняли участие Геннадий Орденов — сенатор Российской Федерации, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Виктор Мартынов — ректор РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Александр Гладков — директор Департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго России, Ольга Мишина — проректор по общественным связям РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, директор Центра компетенции качества нефти и нефтепродуктов РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. Вел круглый стол заместитель директора Департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго России Александр Савинов.

Кроме того, по видеоконференции к мероприятию подключились более 80 экспертов в области промышленной безопасности и экологии, в том числе специалисты из Минэнерго России, МЧС России, Минобороны России, Минприроды России, Минтранса России, Минобрнауки России, Росприроднадзора, Росрезерва, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Общественной палаты Российской Федерации, Российского экологического общества, Всемирного фонда дикой природы WWF России, ОАО «РЖД», ПАО «ГМК «Норильский никель»,  ООО «Газпром газобезопасность», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Транснефть», ПАО «Татнефть», группы компаний «ЭКОСПАС», ПАО «МОЭК», ПАО «МОСЭНЕРГО», ООО ИСЦ «ЭРИНТЕК», АО «СОГАЗ», экспертный центр Союза Специалистов Промышленной и Экологической Безопасности (ССПЭБ), РосЭкоБезопасности, ООО «ЛАРН 32», ООО «АрсГидро», АНО ДПО «УЦ «Экопомощь», ООО «НПО БиоМикроГели», Института физико-химических и биологических проблем почвоведения Российской Академии Наук (ИФХИБПП РАН), МГУ имени М.В. Ломоносова, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина и др.

В своем выступлении Геннадий Орденов отметил необходимость синхронной работы государства, бизнеса, экспертов и общественных активистов-экологов по недопущению экологических происшествий.

Директор Департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго России Александр Гладков акцентировал внимание участников на необходимости актуализации основных нормативных документов, регулирующих вопросы предупреждения и ликвидации разливов нефти, а также на решении вопросов подготовки и обучении аварийно-спасательных формирований.

В целом, участники круглого стола, обсудив требования в области охраны окружающей среды, экологической и промышленной безопасности на опасных объектах разведки, добычи, переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти и нефтепродуктов, отметили, что для российской экономики нефтегазовый комплекс играет немаловажную роль. В нем занято более 10% трудоспособного населения страны. Он приносит более 40% промышленной продукции во внутренних ценах, это около половины налоговых поступлений.

Для нефтегазового комплекса характерна высокая доля активной части основных фондов. Например, в нефтепереработке она достигает более 65%, в добыче нефти и газа — 85%, в бурении – 90%, в трубопроводном транспорте – 95%. Вместе с тем, актуальными становятся проблемы, связанные с высокой степенью их износа, где уже устарело по различным оценкам от 60% до 80% основного оборудования и сооружений.

Обращает на себя внимание и тот факт, что резервуары и трубопроводы являются потенциальными источниками разливов нефти и нефтепродуктов.

Приведенные данные позволяют сделать вывод, что сложившаяся инвестиционная политика не только не позволяет компенсировать естественное выбытие производственных мощностей нефтегазового комплекса, но и неминуемо ведет его к техногенному коллапсу.

Обратной стороной недостатка инвестиций в развитие являются рост аварийности нефтяного производства и необходимость направления все больших ресурсов на ликвидацию последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее – разливов нефти, ЛРН). Очевидно, что подобные аварии вызывают необратимые процессы в экосистеме нашей планеты, последствия которых сегодня невозможно предугадать. Вопреки существующему мнению, подобная статистика далеко не всегда является результатом аварий танкеров или аварий на магистральных нефтепроводах с разливом большого количества нефти. Каждый день происходят разливы меньшего масштаба, которые также ведут к нарастанию в экосистеме накопленного экологического ущерба.

Последние аварии наглядно показывают все основные недостатки сложившейся системы предупреждения и ликвидации ЧС(Н):

— неадекватную оценку эксплуатирующих организаций достаточности собственных и привлекаемых сил и средств, планируемых к ликвидации ЧС(Н), недостаточное количество необходимого оборудования ЛРН, отсутствие приемлемой технологии ЛРН, необходимых для к ликвидации разливов нефтепродуктов максимально возможного уровня в условиях заполярья;

— неудовлетворительное состояние системы обнаружения разлива и реагирования на него, недисциплинированность и недостаточный профессионализм управленческого и обслуживающего персонала организации, эксплуатирующей резервуарные емкости;

— отсутствие системного подхода к предупреждению и ликвидации разливов нефтепродукта из резервуара в начальной стадии аварии;

— необходимость актуализации существующих нормативных правовых актов.

Надежность и безаварийность работы организаций, осуществляющих деятельность с нефтью и нефтепродуктами должна обеспечиваться комплексной системой мер, включающей в себя:

— планирование и реализацию мер в области промышленной и экологической безопасности;

— постоянную готовностью сил и средств, предназначенных для оперативной ликвидации возможных разливов;

— оперативную ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливом нефти, и их последствий.

В настоящее время на повестку дня выдвигается вопрос недопущения любого, даже самого небольшого объема разлива нефти и нефтепродуктов из всех возможных источников. Сформировался запрос общества для органов и организаций всех уровней и форм собственности независимости от их ведомственной принадлежности, для научного сообщества, профессиональных и общественных объединений, связанный с необходимостью и неотложностью реформирования указанной системы мер.

Участники круглого стола считают необходимым: дальнейшее совершенствование технологий разведки, добычи, переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти и нефтепродуктов с применением на приоритетной основе экологических стандартов и требований экологической и промышленной безопасности; усиление контроля за модернизацией основных фондов организаций, осуществляющих деятельность с нефтью и нефтепродуктами, в том числе в рамках системы обязательного производственного контроля; проведение комплекса мероприятий по подготовке и переподготовке персонала, занятого эксплуатацией резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов;  стимулирование региональных инициатив по рекультивации и восстановлению нефтезагрязненных территорий, поддержание их на федеральном уровне, в том числе путем включения в состав федеральных целевых программ и национальных проектов,  расширение  негосударственных форм регулирования и другое.

В рамках мероприятия были сформулированы конкретные предложения в проект решения участников круглого стола, которые будут направлены в профильные министерства, федеральные агентства и подведомственные управления и организации для рассмотрения и возможного использования в работе.