Национальная ассоциация по предупреждению и ликвидации нефтеразливов

 Версия для слабовидящих
24 июня 2022

Круглый стол в Общественной палате РФ

21 июня в 15:00 в Общественной палате РФ Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по экологии и охране окружающей среды, совместно с Национальной Ассоциацией по предупреждению и ликвидации нефтеразливов провели круглый стол по теме: «Консолидация сил и средств в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов – залог обеспечения экологической безопасности».

В мероприятии приняли участие член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Орденов, член комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Михаил Шеремет, врио директора Департамента спасательных формирований МЧС России Евгений Саидов, директор проекта Департамента нефтяной промышленности ФГБУ «РЭА» Минэнерго России Александр Савинов, представители Минприроды России, Минобороны России, Торгово-промышленной палаты РФ, руководитель ФГБУ «Морспасслужба» Виктор Чернов, вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО «ГМК «Норильский Никель» Андрей Грачев, Президент Союза Нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль, председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов, ОАО «НК «Лукойл»» Александр Местахудинов, члены Национальной Ассоциации по предупреждению и ликвидации нефтеразливов, председатель правления АНО «Равноправие» Наталья Соколова, проектный директор Российское отделение Гринпис Владимир Чупров, специалисты и эксперты в области предупреждения и ликвидации нефтеразливов, представители бизнеса, науки и общественности.

На круглом столе участники обсудили текущие проблемы нефтегазовой отрасли, связанные с разливами нефти и нефтепродуктов, меры по совершенствованию системы предупреждения и ликвидации их последствий, а также перспективы развития мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности Российской Федерации.

В своем выступлении Елена Шаройкина отметила: «После Таймырского инцидента тема ликвидации последствий нефтеразливов и их профилактики стала активно обсуждаться не только в профессиональной среде, но и достаточно широком кругу общественности.

Благодаря пристальному вниманию СМИ и экологических организаций фокус был сделан на том, что население должно чётко понимать, насколько большой ущерб окружающей среде был нанесён, какие технологии будут использованы при ликвидации, эффективны ли они и качественно ли подобраны, как оперативно начаты работы по устранению последствий и какие меры будут предприниматься для восстановления биоразнообразия и окружающей среды?

Менее года назад в России была создана Национальная Ассоциация по предупреждению и ликвидации нефтеразливов, цель которой содействовать развитию этой отрасли и повышать уровень экологической культуры в вопросах обеспечения промышленной и экологической безопасности при добыче нефти и переработке нефтепродуктов.

Накануне совместно с новой Ассоциацией наша Комиссия по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ подняла вопрос консолидации усилий в области предупреждения и ликвидации нефтеразливов для обеспечения экологической безопасности среди представителей самых разных экспертных кругов.».

Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Орденов рассказал, что на площадке Совета Федерации ведётся активная работа в области законодательного регулирования нефтеразливов.

«В марте текущего года  состоялось второе заседание межкомитетской временной рабочей группы по мониторингу мер по обеспечению предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при Комитете. По итогам прошедшего заседания были сформулированы рекомендации в адрес Правительства РФ, министерств и ведомств. В частности, Правительству РФ рекомендовано установить пятилетний срок действия планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. Кроме того, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации было рекомендовано в рамках реализации статьи 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» рассмотреть вопрос о внесении изменения в законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды в части стимулирования эксплуатирующих организаций внедрять инновационные технологии, направленные на предупреждение разливов нефти и нефтепродуктов», — отметил сенатор.

Кроме того, Геннадий Орденов вручил членам Национальной Ассоциации по предупреждению и ликвидации нефтеразливов Баширу Газдиеву, генеральному директору АО «ЦАСЭО» (ЭКОСПАС) и Андрею Бухарину, заместителю директора АНО ДПО «Сибирский центр подготовки спасателей» благодарности за активное участие в рамках временной рабочей группы по мониторингу мер по обеспечению предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при Комитете.

«Тема круглого стола очень важна для Минприроды России с точки зрения государственного регулятора и органов, которые готовят нормативно-правовые документы», добавил Павел Мальчиков, заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере окружающей среды.

На мероприятии выступил вице-президент по федеральным и региональным программам «Норникеля» Андрей Грачев. Он рассказал о трех принципах, которые компания избрала для себя в ситуации разлива дизельного топлива в 2020 году, – это оперативность, компетентность, открытость. Данные принципы помогли не только быстро и эффективно устранить последствия аварии, но и создать систему мер для предупреждения такого рода происшествий.

Директор проекта Департамента нефтяной промышленности ФГБУ «РЭА» Минэнерго России Александр Савинов в своем выступлении отметил:

«В 2020 году были внесены важные изменения в Закон об охране окружающей среды. В нем детально были урегулированы вопросы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Закон установил требования к организациям, которые занимаются биологическим изучением, разведкой, добычей и транспортировкой сырья. С вступлением в силу такого закона эксплуатирующие компании, которые работают как на море, так и на суше, обязаны разрабатывать планы предупреждений аварий и разливов. Второе не менее важное изменение, — Кодекс об административных правонарушениях был дополнен положениями, устанавливающими ответственность за нарушение требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Теперь эксплуатирующие организации могут быть привлечены к административной ответственности за невыполнение предусмотренных законодательством требований».

По словам Ольги Мишиной, президента Национальной ассоциации по предупреждению и ликвидации нефтеразливов, для сокращения количества аварий и разливов необходимы существенные законодательные изменения.

«В частности, Федеральным законом от 22 августа 1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» установлен принцип постоянной готовности сил и средств аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации. Вместе с тем, этот принцип применительно к противофонтанным работам является, в сущности, декларативным и на практике не соблюдается, так как не определены требования к составу, структуре, комплектованию и оснащению аварийно-спасательных служб (формирований), участвующих в осуществлении противофонтанных работ.

Отсутствие такого нормативного правового акта несет риск для обеспечения безопасного функционирования объектов топливно-энергетического комплекса, экологической безопасности и, в конечном счете, для жизни и здоровья людей».  

Работать над техническим состоянием действующих резервуаров и создавать механизмы их контроля предложил Александр Закондырин, председатель Общественного совета при Минприроды России.

Геннадий Шмаль, президент Союза нефтепромышленников России, добавил, что главной причиной нефтеразливов являются несвоевременная профилактика промысловых нефтепроводов, что приводит к аварийным ситуациям. Так, в среднем, за год промышленность сталкивается с подобного рода ситуациями порядка 20–22 тысяч раз. Трубы надо менять, причем регулярно, но это не делается, потому что требует вложения средств. Эксперт призвал стандартизировать систему использования промысловых труб.

Про проблему наличия бесхозных скважин напомнила Ольга Логинова, главный специалист ПАО «ЛУКОЙЛ». По ее словам, несколько лет назад был разработан законопроект об этих скважинах, и с того момента он так и «лежит под сукном».

Спектр поднятых в ходе заседания тем был обширным. В частности, подняли вопрос о том, что в ситуации временного моратория на проверки контролирующих органов, важно усилить роль общественного контроля. Говорили о проблемах заброшенных скважин и о том, как выстроить работу по их рекультивации, когда формально они никому не принадлежат. Как осуществляется подготовка спасателей, как обстоят дела с использованием новых технологий разработок месторождений в контексте импортозамещения и целый ряд других вопросов.

По итогам круглого стола для организаций, профильных ведомств и министерств подготовлена резолюция с предложениями по совершенствованию системы предупреждения и ликвидации и последствий нефтеразливов, обеспечения экологической безопасности Российской Федерации.

 

Страница мероприятия на сайте Общественной палаты РФ

Рекомендации по итогам круглого стола